Ольга Панова о живописном жанре 14.04.2019

Ольга Панова о живописном жанре "духи и демоны"

11 апреля 2019 г. на семинаре «Души и духи в китайской культуре» Ольга Панова прочла доклад, в котором рассматривались типология жанра «духи и демоны» (гуй-шэнь) в китайской живописи эпохи Сун и культурно-исторический контекст бытования произведений, написанных в этом жанре. Были определены основные этапы формирования данного направления в живописи Китая и критерии его оценки. В первую очередь мы обсудили пришедшую из буддизма тему загробного суда и иконографию изображения адских мучений в серии свитков под названием «Десять правителей [ада]» 十王圖; затем - образ покорителя бесов Чжун Куя 鍾馗. Заключительная часть доклада была посвящена анализу произведения художника XIII в. Ли Суна «Магический спектакль скелета» 骷髏幻戲.

Во время обсуждения было предложено углубить анализ темы скелета в китайской живописи изучением сюжетной прозы эпохи Тан и Сун.

Ли Сун, «Магический спектакль скелета». XIII в., музей Гугун.

Янь Гэн, «Чжун Куй провожает сестру замуж». XIII в., музей Метрополитен.

Рекомендуемая литература по теме доклада:

1. Алимов И.А. Бесы, лисы и духи в текстах сунского Китая. М.: Наука, 2008.

2. Алимов И.А. Девушка с озера Сиху. Хун Май и его сборник «Записи И-цзяня». Петербургское востоковедение, 2018.

3. Бодхисаттва ада: Сутра основных обетов Бодхисаттвы Кшитигарбхи / Пер. с кит. и коммент. Поповцева Д. В. - СПб.: Евразия, 2002.

4. Голыгина К.И. Новелла средневекового Китая. Истоки сюжетов и их эволюция VIII-XIV вв. М.: Наука, 1980.

5. Де Гроот Ян Я. М. Демонология древнего Китая. СПб., 2001.

6. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит., 2006-. Т. 2. Мифология. Религия. 2007.

7. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство. 2010. С. 560-561.

8. Грот Я.Я.М., де. Война с демонами и обряды экзорцизма в Китае. СПб., 2001.

9. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб.: Андреев и сыновья, 1994.

10. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII–XIII). М.: Наука, 1984.

11. Старостина А.Б. Чжун Куй – бесоед и судья потустороннего мира // In Umbra. Демонология как семиотическая система. Вып. 6. М.: Индрик, 2017. – С. 203–216.

12. Сторожук А.Г., Корнильева Т.И., Завидовская Е.А. Духи и божества китайской преисподней. СПб.: КАРО, 2012.

13. Hong, Jehee. Theatricalizing Death and Society in The Skeletons'. Illusory Performance by Li Song. The Art Bulletin. 2011. Vol. 93. – P. 60–78 (см. www.academia.edu).

14. Lippitt, Yukio. Ningbo Buddhist Paintings: a Reassessment. Orientations, 40.5, 2009. P. 54–62. (см. www.academia.edu).

15. Wen C. Fong. Beyond Representations: Chinese Paintings and Calligraphy 8th – 14th Century. The Metropolitan Museum of Art. New York. Yale University Press, New Haven and London, 1992. P. 332–348 (см. https://www.metmuseum.org/art/metpublications).

16. 黃小峰。繁花、嬰戲與骷髏: 尋覓宋畫中的端午扇 // 中國書畫, 2018, 第 5 期. – [Электронный источник] – URL: http://zhongguoshuhua.1she. com/11219/375139.html

На заглавной картинке: Цзинь Чуши, «Десять правителей [ада]». XII в., музей Метрополитен.

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.

   
slogin.info